Заголовок:
Комментарий:
Готово, можно копировать.
РЕШУ ЦТ — история Беларуси
Вариант № 42428
1.  
i

Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность со­бы­тий, ко­то­рые про­ис­хо­ди­ли в XVI—XVIII вв. в ВКЛ:

 

А  — за­клю­че­ние Бе­ре­стей­ской (Брест­ской) унии

Б  — из­да­ние Ф. Ско­ри­ной пер­вой книги в Праге

B  — утвер­жде­ние III Ста­ту­та ВКЛ

Г  — ос­но­ва­ние Эду­ка­ци­он­ной ко­мис­сии

1) БГАВ
2) ВАБГ
3) БВАГ
4) АВБГ
2.  
i

Опре­де­ли­те пра­виль­ное утвер­жде­ние:

1) в IX—XIII вв. на тер­ри­то­рии Бе­ла­ру­си пре­об­ла­да­ли боль­шие по­се­ле­ния го­род­ско­го типа
2) в ли­те­ра­ту­ре Бе­ла­ру­си XI—XIII вв. пре­об­ла­да­ли про­из­ве­де­ния свет­ско­го и бы­то­во­го ха­рак­те­ра
3) рас­про­стра­не­ние хри­сти­ан­ства на во­сточ­но­сла­вян­ских зем­лях встре­ти­ло со­про­тив­ле­ние со сто­ро­ны цен­траль­ной вла­сти
4) самой древ­ней ка­мен­ной по­строй­кой в Бе­ла­ру­си яв­лял­ся Со­фий­ский собор в По­лоц­ке
3.  
i

О за­ня­ти­ях древ­них людей зем­ле­де­ли­ем сви­де­тель­ству­ют на­ход­ки ар­хео­ло­га­ми остат­ков:

1) крем­не­до­бы­ва­ю­щих шахт
2) мотыг и сер­пов
3) лука и стрел
4) гар­пу­нов и копий
4.  
i

Ука­жи­те фа­ми­лию пар­тий­но­го и го­су­дар­ствен­но­го де­я­те­ля БССР, Пер­во­го сек­ре­та­ря ЦК КПБ в 1965—1980 гг., Героя Со­вет­ско­го Союза, Героя Со­ци­а­ли­сти­че­ско­го Труда:

1) М. Гу­са­ров
2) В. Коз­лов
3) П. По­но­ма­рен­ко
4) П. Ма­ше­ров
5.  
i

После вклю­че­ния в со­став Рос­сий­ской им­пе­рии на бе­ло­рус­ских зем­лях в конце XVIII  — на­ча­ле XIX в.:

1) была про­ве­де­на ад­ми­ни­стра­тив­но-тер­ри­то­ри­аль­ная ре­фор­ма
2) ме­ща­не по­лу­чи­ли права рос­сий­ско­го дво­рян­ства
3) со­хра­ни­лось маг­де­бург­ское право
4) от­ме­ня­лось кре­пост­ное право
6.  
i

Поэт М. Гу­сов­ский яв­ля­ет­ся ав­то­ром поэмы:

1) «Прус­ская война»
2) «Фри­нос»
3) «Песнь о зубре»
4) «Риф­мо­ло­ги­он»
7.  
i

Опре­де­ли­те осо­бен­ность пар­ти­зан­ско­го и под­поль­но­го дви­же­ния на тер­ри­то­рии Бе­ла­ру­си в годы Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войны:

1) уча­стие ино­стран­ных ан­ти­фа­ши­стов в борь­бе с ок­ку­пан­та­ми
2) от­сут­ствие под­держ­ки со сто­ро­ны мест­но­го на­се­ле­ния
3) тес­ные связи с дви­же­ни­ем Со­про­тив­ле­ния в За­пад­ной Ев­ро­пе
4) от­сут­ствие еди­но­го ко­ор­ди­на­ци­он­но­го цен­тра
8.  
i

Город, в ко­то­ром с 1673 г. со­би­рал­ся каж­дый тре­тий сейм (сойм) Речи Поспо­ли­той, обо­зна­чен на кар­то­схе­ме циф­рой:

1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
9.  
i

Опре­де­ли­те во­про­сы, ко­то­рые ре­ша­лись на сей­мах (сой­мах) ВКЛ:

1) вы­бо­ры го­род­ско­го ма­ги­стра­та
2) на­ка­за­ние бег­лых кре­стьян
3) на­зна­че­ние пра­во­слав­ных епи­ско­пов
4) за­ко­но­да­тель­ство и су­деб­ная де­я­тель­ность
10.  
i

В ходе ра­бо­ты Все­бе­ло­рус­ско­го съез­да (де­кабрь 1917 г.) де­ле­га­та­ми при­ня­то ре­ше­ние о:

1) со­зда­нии вре­мен­но­го ор­га­на кра­е­вой вла­сти
2) ра­ти­фи­ка­ции усло­вий Брест­ско­го мир­но­го до­го­во­ра
3) со­зда­ний Ли­тов­ско-Бе­ло­рус­ской ССР
4) про­ве­де­нии ин­ду­стри­а­ли­за­ции
11.  
i

Опре­де­ли­те одну из ха­рак­тер­ных черт раз­ви­тия про­мыш­лен­но­сти на тер­ри­то­рии Бе­ла­ру­си в пер­вой по­ло­ви­не XIX в.:

1) пре­об­ла­да­ние пред­при­я­тий тя­же­лой про­мыш­лен­но­сти;
2) уско­рен­ные темпы про­мыш­лен­но­го пе­ре­во­ро­та;
3) кон­цен­тра­ция про­мыш­лен­ных пред­при­я­тий в круп­ных го­ро­дах;
4) пре­иму­ще­ствен­ное ис­поль­зо­ва­ние на пред­при­я­ти­ях труда кре­пост­ных кре­стьян.
12.  
i

Со­глас­но ху­до­же­ствен­но­му ме­то­ду со­ци­а­ли­сти­че­ско­го ре­а­лиз­ма:

1) все жиз­нен­ные яв­ле­ния по­ка­зы­ва­лись с точки зре­ния ин­те­ре­сов ра­бо­че­го клас­са
2) от­ра­жа­лись со­бы­тия со­ци­а­ли­сти­че­ско­го стро­и­тель­ства
3) иде­а­ли­зи­ро­ва­лось ан­тич­ное на­сле­дие Древ­ней Гре­ции и Древ­не­го Рима
4) про­па­ган­ди­ро­ва­лись идеи сво­бо­ды лич­но­сти
13.  
i

Для поль­ско­го ок­ку­па­ци­он­но­го ре­жи­ма на за­хва­чен­ных в 1919 г. зем­лях Бе­ла­ру­си было(-а) ха­рак­тер­но(-а):

1) со­зда­ние пар­ти­зан­ских зон;
2) про­ве­де­ние по­ли­ти­ки «са­на­ции»;
3) под­держ­ка поль­ским пра­ви­тель­ством не­за­ви­си­мо­сти БНР;
4) уволь­не­ние из го­су­дар­ствен­ных учре­жде­ний лиц пра­во­слав­но­го ве­ро­ис­по­ве­да­ния;
5) со­зда­ние усло­вий для все­сто­рон­не­го раз­ви­тия бе­ло­рус­ской куль­ту­ры.
14.  
i

Са­мо­сто­я­тель­ную внеш­нюю по­ли­ти­ку Рес­пуб­ли­ка Бе­ла­русь на­ча­ла осу­ществ­лять с мо­мен­та:

1) при­да­ния кон­сти­ту­ци­он­но­го ста­ту­са Де­кла­ра­ции о го­су­дар­ствен­ном су­ве­ре­ни­те­те
2) вы­во­да ядер­но­го ору­жия с тер­ри­то­рии рес­пуб­ли­ки
3) со­зда­ния Со­дру­же­ства Не­за­ви­си­мых Го­су­дарств (СНГ)
4) вступ­ле­ния в Ор­га­ни­за­цию Объ­еди­нен­ных Наций (ООН)
15.  
i

Бо­ри­со­глеб­ская (Ко­лож­ская) цер­ковь, по­стро­ен­ная в XII в., от­но­сит­ся к ар­хи­тек­тур­ной школе:

1) брест­ской;
2) ви­теб­ской;
3) смо­лен­ской;
4) грод­нен­ской;
5) Ту­ров­ской.
16.  
i

Для со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия БССР во вто­рой по­ло­ви­не 1940-х  — пер­вой по­ло­ви­не 1960-х гг. было(-а; -и) ха­рак­тер­но(-а; -ы):

1) про­ве­де­ние при­ва­ти­за­ции
2) пре­иму­ще­ствен­ное раз­ви­тие лег­кой про­мыш­лен­но­сти
3) лик­ви­да­ция кол­хо­зов
4) за­мед­лен­ные темпы раз­ви­тия тя­же­лой про­мыш­лен­но­сти
5) по­сте­пен­ное фор­ми­ро­ва­ние ин­ду­стри­аль­но­го об­ще­ства
17.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между эле­мен­та­ми двух мно­жеств (ис­то­рия Речи Поспо­ли­той).

А)  битва около де­рев­ни Лес­ная

Б)  битва под Ло­е­вом

В)  битва под Мацеёви­ца­ми

Г)  по­хо­ды в Моск­ву

1)  Се­вер­ная война (1700—1721)

2)  вос­ста­ние под ру­ко­вод­ством Т. Ко­стюш­ко (1794)

3)  ка­зац­ко-кре­стьян­ская война (1648—1651)

4)  ин­тер­вен­ция Речи Поспо­ли­той в Рос­сию (1604—1618)

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А2Б3В1Г4.

18.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие.

ПРО­ИЗ­ВЕ­ДЕ­НИЕ

А)  «Бук­варь»

Б)  «Ве­ли­кое ис­кус­ство ар­тил­ле­рии»

В)  «Ис­то­рия поль­ско­го на­ро­да»

Г)  «Флора Литвы» («Ли­тов­ская флора»)

АВТОР

1)  А. На­ру­ше­вич

2)  К. Се­ме­но­вич

3)  Ж. Э. Жи­ли­бер

4)  С. Со­боль

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­хра­няя ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А2Б3В1Г4.

19.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие.

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КА

А)  бе­ло­рус­ский ар­хео­лог, эт­но­граф, по ини­ци­а­ти­ве ко­то­ро­го со­здан Ви­лен­ский музей древ­но­стей

Б)  фи­ло­лог-сла­вист, пер­вым среди бе­ло­ру­сов по­лу­чил зва­ние ака­де­ми­ка Рос­сий­ской ака­де­мии наук, автор труда «Бе­ло­ру­сы»

В)  ис­сле­до­ва­тель бе­ло­рус­ской ис­то­рии, уст­но­го на­род­но­го твор­че­ства, языка, автор очер­ков «Пу­те­ше­ствие по По­ле­сью и бе­ло­рус­ско­му краю»

ФА­МИ­ЛИЯ

1)  П. Шпи­лев­ский

2)  Е. Тыш­ке­вич

3)  В. Сы­ро­ком­ля

4)  Е. Кар­ский

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. Пом­ни­те, что не­ко­то­рые дан­ные пра­во­го столб­ца могут не ис­поль­зо­вать­ся. На­при­мер А2Б4В1.

20.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между изоб­ра­же­ни­я­ми ар­хи­тек­тур­ных па­мят­ни­ков бе­ло­рус­ских зе­мель XV—XVIII вв. (со­вре­мен­ный вид) и их на­зва­ни­я­ми.

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­хра­няя ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв верх­не­го ряда. Пом­ни­те, что не­ко­то­рые дан­ные ниж­не­го ряда могут не ис­поль­зо­вать­ся. На­при­мер: А2Б1B3.

21.  
i

Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность со­бы­тий.

 

A)  Грюн­вальд­ская битва

Б)  из­да­ние при­ви­лея князя Алек­сандра об огра­ни­че­нии Радой де­я­тель­но­сти ве­ли­ко­го князя ли­тов­ско­го

B)  битва войск ВКЛ с та­та­ра­ми под Клец­ком

Г)  при­ня­тие Су­деб­ни­ка Ка­зи­ми­ра

 

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв. На­при­мер: ВАГБ.

22.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие.

СО­БЫ­ТИЕ

А)  при­ня­тие «Кон­сти­ту­ции раз­ви­то­го со­ци­а­лиз­ма» в СССР

Б)  за­ко­но­да­тель­ные вве­де­ние раз­ных норм соб­ствен­но­сти в БССР

В)  ава­рия на Чер­но­быль­ской АЭС

Г)  при­ня­тие Про­до­воль­ствен­ной про­грам­мы СССР

ДАТА

1)  1977 г.

2)  1982 г.

3)  1986 г.

4)  1990 г.

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А2Б3В1Г4.

23.  
i

Узнай­те ис­то­ри­че­скую лич­ность и за­пи­ши­те толь­ко фа­ми­лию.

 

Ху­дож­ник, ос­но­вал в конце XIX в. част­ную ху­до­же­ствен­ную школу в Ви­теб­ске. Его уче­ни­ком был все­мир­но из­вест­ный ху­дож­ник М. Шагал. В твор­че­стве от­ра­жал на­ци­о­наль­ные черты ев­рей­ско­го быта, со­здал целую га­ле­рею об­ра­зов ев­рей­ских ре­мес­лен­ни­ков.

24.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между эле­мен­та­ми двух мно­жеств (ис­то­рия Бе­ла­ру­си 1920—1930-х гг.).

А)  про­ве­де­ние сплош­ной кол­лек­ти­ви­за­ции

Б)  на­хож­де­ние За­пад­ной Бе­ла­ру­си в со­ста­ве Поль­ши

В)  вве­де­ние новой эко­но­ми­че­ской по­ли­ти­ки

Г)  про­ве­де­ние по­ли­ти­ки бе­ло­ру­си­за­ции

1)  от­ме­на тру­до­вых мо­би­ли­за­ций

2)  «год ве­ли­ко­го пе­ре­ло­ма»

3)  фор­ми­ро­ва­ние бе­ло­рус­ской со­вет­ской ин­тел­ли­ген­ции

4)  рас­се­ле­ние осад­ни­ков

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А2Б3В1Г4.

25.  
i

Узнай­те ис­то­ри­че­скую лич­ность и за­пи­ши­те толь­ко фа­ми­лию.

 

Бе­ло­рус­ский со­вет­ский пи­са­тель и об­ще­ствен­ный де­я­тель. Участ­ник ре­во­лю­ции 1905—1907 гг. В 1919 г. воз­гла­вил Вре­мен­ное ра­бо­че-кре­стьян­ское со­вет­ское пра­ви­тель­ство Бе­ла­ру­си. Ре­дак­тор жур­на­ла «По­лы­мя», ди­рек­тор Го­су­дар­ствен­но­го из­да­тель­ства БССР.

26.  
i

Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность со­бы­тий.

 

A)  При­сво­е­ние Мин­ску зва­ния «Город-герой»;

Б)  про­ве­де­ние XX съез­да КПСС;

B)  по­пыт­ка го­су­дар­ствен­но­го пе­ре­во­ро­та в СССР (ав­гу­стов­ский путч);

Г)  за­ко­но­да­тель­ное за­креп­ле­ние ру­ко­во­дя­щей и на­прав­ля­ю­щей роли Ком­му­ни­сти­че­ской пар­тии Бе­ла­ру­си.

 

 

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв. На­при­мер: ВГАБ.

27.  
i

Узнай­те лич­ность и за­пи­ши­те толь­ко фа­ми­лию.

 

Бе­ло­рус­ский пи­са­тель, В своем твор­че­стве об­ра­ща­ет­ся к со­бы­ти­ям Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войны, древ­ней ис­то­рии Бе­ла­ру­си. За ро­ма­ны «Меч князя Вячко» и «След обо­рот­ня» по­лу­чил Ли­те­ра­тур­ную пре­мию имени И. Ме­ле­жа (1987) и Го­су­дар­ствен­ную пре­мию имени К. Ка­ли­нов­ско­го (1990).

28.  
i

Пер­вое пе­ри­о­ди­че­ское из­да­ние в Бе­ла­ру­си  — «Га­зе­та Гро­дзень­ска»  — на­ча­ло вы­хо­дить в____году.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми. На­при­мер: 1600.

29.  
i

Вставь­те в при­ве­ден­ном тек­сте на места про­пус­ков под­хо­дя­щие по смыс­лу слова и даты из пред­ло­жен­но­го спис­ка. Вы­би­рай­те их по­сле­до­ва­тель­но, мыс­лен­но встав­ляя слова в нуж­ной форме.

На бе­ло­рус­ских зем­лях в со­ста­ве Рос­сий­ской им­пе­рии для ев­рей­ско­го на­се­ле­ния в А)__________ году была опре­де­ле­на черта ев­рей­ской осед­ло­сти. Так как ев­ре­ям было Б)__________ за­ни­мать­ся тор­гов­лей и ре­меслом, они се­ли­лись пре­иму­ще­ствен­но в В)___________.

 

1)  1794

2)  1802

3)  раз­ре­шать

4)  за­пре­щать

5)  сель­ская мест­ность

6)  го­ро­да и ме­стеч­ки

 

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв верх­не­го ряда. На­при­мер: А1Б2ВЗ. Пом­ни­те, что не­ко­то­рые дан­ные ниж­не­го ряда могут не ис­поль­зо­вать­ся.

30.  
i

Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность со­бы­тий:

 

1)  на­ча­ло осу­ществ­ле­ния сплош­ной кол­лек­ти­ви­за­ции сель­ско­го хо­зяй­ства в БССР;

2)  вто­рое укруп­не­ние тер­ри­то­рии БССР;

3)  вто­рое про­воз­гла­ше­ние Со­ци­а­ли­сти­че­ской Со­вет­ской Рес­пуб­ли­ки Бе­ла­ру­си (ССРБ);

4)  под­пи­са­ние Риж­ско­го мир­но­го до­го­во­ра.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми, со­блю­дая по­лу­чен­ную по­сле­до­ва­тель­ность. На­при­мер: 1234.

31.  
i

Опре­де­ли­те три ха­рак­тер­ные черты об­ще­ствен­но-по­ли­ти­че­ской жизни Бе­ла­ру­си в се­ре­ди­не 1990-х гг.  —
на­ча­ле XXI в.

 

1)  фор­ми­ро­ва­ние важ­ней­ших идео­ло­ги­че­ских ори­ен­ти­ров на ос­но­ве тра­ди­ци­он­ных цен­но­стей

2)  от­сут­ствие не­го­су­дар­ствен­ных средств мас­со­вой ин­фор­ма­ции

3)  ре­гу­ли­ро­ва­ние от­но­ше­ний го­су­дар­ства и ре­ли­ги­оз­ных кон­фес­сий Кон­сти­ту­ци­ей Рес­пуб­ли­ки Бе­ла­русь

4)  не­зна­чи­тель­ное вли­я­ние по­ли­ти­че­ских пар­тий на по­ли­ти­че­скую жизнь об­ще­ства

5)  отказ от мно­го­пар­тий­ной по­ли­ти­че­ской си­сте­мы

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в по­ряд­ке воз­рас­та­ния. На­при­мер: 124.

32.  
i

Риж­ский мир­ный до­го­вор между РСФСР, Укра­и­ной и Поль­шей был за­клю­чен 18 марта___года.

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми. На­при­мер: 1600.

33.  
i

Форма го­су­дар­ствен­но­го об­ра­зо­ва­ния, в ко­то­рой дей­ству­ют еди­ные кон­сти­ту­ция, ор­га­ны го­су­дар­ствен­ной вла­сти, су­ще­ству­ет еди­ное граж­дан­ство, вво­дит­ся общая де­неж­ная еди­ни­ца, а го­су­дар­ства, вхо­дя­щие в союз, под­чи­ня­ют­ся еди­но­му цен­тру, од­на­ко со­хра­ня­ют са­мо­сто­я­тель­ность в ре­ше­нии от­дель­ных во­про­сов внут­рен­ней по­ли­ти­ки,  — это_______.

До­пол­ни­те пред­ло­же­ние. Ответ за­пи­ши­те сло­вом в той форме, в ко­то­рой оно долж­но быть упо­треб­ле­но в пред­ло­же­нии.

34.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие.

А)  при­ня­тие I Ста­ту­та ВКЛ

Б)  пе­ре­нос сто­ли­цы ВКЛ в Виль­но

В)  за­клю­че­ние Ост­ров­ско­го со­гла­ше­ния между Ви­то­втом и Ягай­ло

Г)  на­ча­ло граж­дан­ской войны в ВКЛ между Свид­ри­гай­ло и Си­гиз­мун­дом Кей­с­ту­то­ви­чем и их сто­рон­ни­ка­ми

1)  1323 г.

2)  1392 г.

3)  1432 г.

4)  1529 г.

5)  1566 г.

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б2ВЗГ4. Пом­ни­те, что не­ко­то­рые дан­ные пра­во­го столб­ца могут не ис­поль­зо­вать­ся.

35.  
i

Опре­де­ли­те ха­рак­тер­ные черты раз­ви­тия куль­ту­ры бе­ло­рус­ских зе­мель в конце XIV – XV в.:

 

1)  рас­про­стра­не­ние ре­нес­санс­ной куль­ту­ры;

2)  по­яв­ле­ние па­не­ги­ри­че­ской ли­те­ра­ту­ры;

3)  по­яв­ле­ние гра­вю­ры;

4)  раз­ви­тие ико­но­пи­си на ос­но­ве ви­зан­тий­ско-рус­ских тра­ди­ций;

5)  ос­но­ву ли­те­ра­ту­ры со­став­ля­ли ре­ли­ги­оз­ные про­из­ве­де­ния.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми (по­ря­док за­пи­си цифр не имеет зна­че­ния, ко­ли­че­ство цифр в от­ве­те в ука­зан­ных за­да­ни­ях может быть раз­ным). На­при­мер: 12 или 123.

36.  
i

Про­чи­тай­те вы­держ­ку из до­ку­мен­та и за­пи­ши­те на­зва­ние кре­стьян­ской по­вин­но­сти, о ко­то­рой со­об­ща­ет­ся в тек­сте.

 

«Кто б после за­ка­за не вышел на ра­бо­ту, то за такое не­по­слу­ша­ние дол­жен от­ра­бо­тать за пер­вый день два дня, не по­ки­дая тер­ри­то­рии пан­ско­го двора, аза вто­рой  — че­ты­ре дня, тоже на­хо­дясь при дворе. Если кто-либо не вышел на ра­бо­ту все три дня или на про­тя­же­нии шести не­дель раз в не­де­лю, то за эту не­де­лю в цепях дол­жен ра­бо­тать при дворе».

37.  
i

Вставь­те в при­ве­ден­ном тек­сте на места про­пус­ков под­хо­дя­щие по смыс­лу слова из пред­ло­жен­но­го спис­ка. Вы­би­рай­те их по­сле­до­ва­тель­но, мыс­лен­но встав­ляя в нуж­ной форме.

 

В XI в. в По­лоц­кой земле уже была из­вест­на ки­рил­ли­че­ская пись­мен­ность. Об этом сви­де­тель­ству­ют , об­на­ру­жен­ные над­пи­си. На се­ве­ре Бе­ла­ру­си в русле реки А)__________най­де­ны боль­шие ва­лу­ны, на ко­то­рых в XII в. были вы­се­че­ны кре­сты и оди­на­ко­вая над­пись: «Гос­по­ди, по­мо­зи рабу сво­е­му Бо­ри­су». Гра­мот­ность была рас­про­стра­не­на и среди не­знат­но­го на­се­ле­ния, о чем сви­де­тель­ству­ют Б)__________ об­на­ру­жен­ные в В)__________и Мсти­слав­ле.

 

Слова:

1)  За­пад­ная Двина

2)  При­пять

3)  Мо­ги­лев

4)  Ви­тебск

5)  фрес­ки

6)  бе­ре­стя­ные гра­мо­ты

 

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв верх­не­го ряда. На­при­мер: А1Б2ВЗ. Пом­ни­те, что не­ко­то­рые дан­ные ниж­не­го ряда могут не ис­поль­зо­вать­ся.

38.  
i

Вставь­те в при­ве­ден­ном тек­сте на места про­пус­ков под­хо­дя­щие по смыс­лу слова из пред­ло­жен­но­го спис­ка. Вы­би­рай­те их по­сле­до­ва­тель­но, мыс­лен­но встав­ляя в нуж­ной форме.

Ген­ри­хо­вы ар­ти­ку­лы А)___________власть ко­ро­ля в Речи Посно­ли­той. Право уча­стия в управ­ле­нии го­су­дар­ством имело целое со­сло­вие  — Б)___________, ко­то­рое осу­ществ­ля­ло свою власть через уча­стие в В)___________.

 

Слова:

1)  огра­ни­чи­вать

2)  рас­ши­рять

3)  общий (валь­ный) сейм

4)  ма­ги­страт

5)  шлях­та

6)  ме­ща­не

 

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв верх­не­го ряда. На­при­мер: А1Б2ВЗ. Пом­ни­те, что не­ко­то­рые дан­ные ниж­не­го ряда могут не ис­поль­зо­вать­ся.